Сегодня мы поговорим о важнейшем элементе Scratch — блоках. Блоки — это основа программирования в Scratch. Они представляют собой команды и инструкции, с помощью которых ты управляешь спрайтами и сценой. В этой лекции мы подробно разберём, что такое блоки, какие бывают их типы и как с ними работать.
Что такое блоки в Scratch?
Блоки — это визуальные элементы, которые ты используешь для создания программы. Каждый блок выполняет определённое действие. Например, блок может двигать спрайт, играть звук, ждать какое-то время или проверять условие.
Вместо того чтобы писать код, как в традиционных языках программирования, в Scratch ты просто перетаскиваешь блоки в рабочую область и соединяешь их, как пазл.
Виды блоков в Scratch
В Scratch есть несколько типов блоков, каждый из которых выполняет свою роль. Давайте разберем основные категории.
1. Движение
Блоки движения управляют перемещением и поворотом спрайтов на сцене. Вот основные блоки:
- «идти 10 шагов» — перемещает спрайт на указанное количество шагов.
- «плыть к X: 0 Y: 0» — плавно перемещает спрайт к определённым координатам.
- «повернуть на 15 градусов» — поворачивает спрайт на указанный угол.
- «направить в сторону 90» — устанавливает направление спрайта.
Эти блоки особенно полезны при создании игр и анимаций, где спрайты должны двигаться по сцене.
2. Внешность
Блоки внешности изменяют то, как выглядит спрайт на сцене. Ты можешь заставить спрайт говорить, менять костюмы или изменять его размеры. Примеры блоков:
- «сказать [Привет!] на 2 секунды» — отображает сообщение от спрайта.
- «сменить костюм на...» — меняет внешний вид спрайта.
- «изменить размер на 10» — увеличивает или уменьшает спрайт.
- «скрыть» / «показать» — делает спрайт невидимым или видимым.
Эти блоки позволяют оживить персонажей и добавить интерактивность в проект.
3. Звук
Блоки звука используются для воспроизведения музыки, звуковых эффектов и записей. Примеры блоков:
- «играть звук [Мяу] до конца» — воспроизводит звук до завершения.
- «остановить все звуки» — выключает все звуки, играющие в данный момент.
- «изменить громкость на 10» — регулирует громкость звуков в проекте.
Ты можешь использовать блоки звука, чтобы добавить музыку или специальные эффекты для своих анимаций и игр.
4. События
Блоки событий позволяют запускать программы при определенных условиях, например, при нажатии кнопки или при начале игры. Примеры:
- «когда щелкнут по флажку» — запускает программу, когда нажата зелёная кнопка.
- «когда клавиша [Пробел] нажата» — запускает действие при нажатии клавиши.
- «когда щелкнут по этому спрайту» — запускает программу при нажатии на спрайт.
События позволяют взаимодействовать с проектом, создавая интерактивность.
5. Управление
Блоки управления задают логику выполнения программы. Они могут управлять порядком действий и создавать циклы или условия. Примеры:
- «повторить 10 раз» — выполняет действие несколько раз.
- «если... то...» — выполняет действие только при выполнении определённого условия.
- «ждать 1 секунду» — приостанавливает выполнение программы на указанное время.
- «всегда» — создает бесконечный цикл, который выполняется до конца программы.
Эти блоки помогают создавать более сложные программы, контролируя, как и когда выполняются действия.
6. Датчики
Блоки датчиков позволяют спрайтам реагировать на разные условия в программе. Они могут проверять, касаются ли спрайты друг друга, определять местоположение мыши или следить за нажатиями клавиш. Примеры:
- «касается [мыши-курсора]?» — проверяет, прикасается ли спрайт к указателю мыши.
- «координата X позиции мыши» — возвращает текущую координату X курсора.
- «громкость» — проверяет уровень громкости звуков.
Эти блоки особенно полезны при создании интерактивных игр, где важны реакции на действия игрока.
7. Операторы
Блоки операторов выполняют математические действия, сравнения и логические проверки. Примеры:
- «сложить [1] + [2]» — выполняет сложение чисел.
- «[X] больше [Y]?» — сравнивает два значения.
- «и», «или», «не» — логические операторы для выполнения условий.
Операторы помогают создавать сложные условия и вычисления в программе.
8. Переменные
Переменные — это блоки для хранения данных, которые могут изменяться в ходе программы. Примеры:
- «задать [счёт] в [0]» — задает значение переменной.
- «изменить [счёт] на [1]» — увеличивает значение переменной на 1.
- «показать переменную [счёт]» — отображает значение переменной на экране.
Переменные полезны для хранения информации, такой как очки в игре или время выполнения задачи.
Как работать с блоками?
- Перетаскивание блоков. Чтобы использовать блок, просто перетащи его из меню в рабочую область. Ты можешь соединять блоки друг с другом, чтобы создать последовательность действий.
- Соединение блоков. Блоки соединяются, как кусочки пазла. Некоторые блоки могут вставляться внутрь других, например, условные блоки («если... то...») могут содержать внутри другие блоки.
- Запуск программы. Чтобы запустить программу, нажми на зелёный флажок или другое событие, которое ты выбрал для начала выполнения блоков.
Пример программы с блоками
Давай создадим простую программу, в которой спрайт (кот) будет двигаться и говорить:
- Выбери спрайт — кота.
- Добавь блоки:
- «когда нажата зелёная кнопка» — запускает программу.
- «идти 10 шагов» — кот начнёт двигаться вперёд.
- «сказать “Привет!” на 2 секунды» — кот скажет «Привет».
- «повторить 5 раз» — заставит кота повторить действия 5 раз.
Теперь, когда ты нажмёшь зелёный флажок, кот будет 5 раз двигаться на 10 шагов и говорить «Привет!».
Почему блоки важны?
Блоки — это основа программирования в Scratch. С их помощью ты можешь создавать любые программы: от простых анимаций до сложных игр. Они помогают:
- Легко собирать программы, не зная текстового программирования.
- Упрощают понимание логики программирования через визуальные конструкции.
- Дают возможность быстро видеть результат своей работы и вносить изменения.
Теперь ты знаешь, как работать с блоками в Scratch, и понимаешь, какие типы блоков бывают. В следующей лекции мы научимся создавать условия и циклы для более сложных и интересных программ!