Сегодня мы поговорим о важнейшем элементе Scratch — блоках. Блоки — это основа программирования в Scratch. Они представляют собой команды и инструкции, с помощью которых ты управляешь спрайтами и сценой. В этой лекции мы подробно разберём, что такое блоки, какие бывают их типы и как с ними работать.

Что такое блоки в Scratch?

Блоки — это визуальные элементы, которые ты используешь для создания программы. Каждый блок выполняет определённое действие. Например, блок может двигать спрайт, играть звук, ждать какое-то время или проверять условие.

Вместо того чтобы писать код, как в традиционных языках программирования, в Scratch ты просто перетаскиваешь блоки в рабочую область и соединяешь их, как пазл.

Виды блоков в Scratch

В Scratch есть несколько типов блоков, каждый из которых выполняет свою роль. Давайте разберем основные категории.

1. Движение

Блоки движения управляют перемещением и поворотом спрайтов на сцене. Вот основные блоки:

  • «идти 10 шагов» — перемещает спрайт на указанное количество шагов.
  • «плыть к X: 0 Y: 0» — плавно перемещает спрайт к определённым координатам.
  • «повернуть на 15 градусов» — поворачивает спрайт на указанный угол.
  • «направить в сторону 90» — устанавливает направление спрайта.

Эти блоки особенно полезны при создании игр и анимаций, где спрайты должны двигаться по сцене.

2. Внешность

Блоки внешности изменяют то, как выглядит спрайт на сцене. Ты можешь заставить спрайт говорить, менять костюмы или изменять его размеры. Примеры блоков:

  • «сказать [Привет!] на 2 секунды» — отображает сообщение от спрайта.
  • «сменить костюм на...» — меняет внешний вид спрайта.
  • «изменить размер на 10» — увеличивает или уменьшает спрайт.
  • «скрыть» / «показать» — делает спрайт невидимым или видимым.

Эти блоки позволяют оживить персонажей и добавить интерактивность в проект.

3. Звук

Блоки звука используются для воспроизведения музыки, звуковых эффектов и записей. Примеры блоков:

  • «играть звук [Мяу] до конца» — воспроизводит звук до завершения.
  • «остановить все звуки» — выключает все звуки, играющие в данный момент.
  • «изменить громкость на 10» — регулирует громкость звуков в проекте.

Ты можешь использовать блоки звука, чтобы добавить музыку или специальные эффекты для своих анимаций и игр.

4. События

Блоки событий позволяют запускать программы при определенных условиях, например, при нажатии кнопки или при начале игры. Примеры:

  • «когда щелкнут по флажку» — запускает программу, когда нажата зелёная кнопка.
  • «когда клавиша [Пробел] нажата» — запускает действие при нажатии клавиши.
  • «когда щелкнут по этому спрайту» — запускает программу при нажатии на спрайт.

События позволяют взаимодействовать с проектом, создавая интерактивность.

5. Управление

Блоки управления задают логику выполнения программы. Они могут управлять порядком действий и создавать циклы или условия. Примеры:

  • «повторить 10 раз» — выполняет действие несколько раз.
  • «если... то...» — выполняет действие только при выполнении определённого условия.
  • «ждать 1 секунду» — приостанавливает выполнение программы на указанное время.
  • «всегда» — создает бесконечный цикл, который выполняется до конца программы.

Эти блоки помогают создавать более сложные программы, контролируя, как и когда выполняются действия.

6. Датчики

Блоки датчиков позволяют спрайтам реагировать на разные условия в программе. Они могут проверять, касаются ли спрайты друг друга, определять местоположение мыши или следить за нажатиями клавиш. Примеры:

  • «касается [мыши-курсора]?» — проверяет, прикасается ли спрайт к указателю мыши.
  • «координата X позиции мыши» — возвращает текущую координату X курсора.
  • «громкость» — проверяет уровень громкости звуков.

Эти блоки особенно полезны при создании интерактивных игр, где важны реакции на действия игрока.

7. Операторы

Блоки операторов выполняют математические действия, сравнения и логические проверки. Примеры:

  • «сложить [1] + [2]» — выполняет сложение чисел.
  • «[X] больше [Y]?» — сравнивает два значения.
  • «и», «или», «не» — логические операторы для выполнения условий.

Операторы помогают создавать сложные условия и вычисления в программе.

8. Переменные

Переменные — это блоки для хранения данных, которые могут изменяться в ходе программы. Примеры:

  • «задать [счёт] в [0]» — задает значение переменной.
  • «изменить [счёт] на [1]» — увеличивает значение переменной на 1.
  • «показать переменную [счёт]» — отображает значение переменной на экране.

Переменные полезны для хранения информации, такой как очки в игре или время выполнения задачи.

Как работать с блоками?

  1. Перетаскивание блоков. Чтобы использовать блок, просто перетащи его из меню в рабочую область. Ты можешь соединять блоки друг с другом, чтобы создать последовательность действий.
  2. Соединение блоков. Блоки соединяются, как кусочки пазла. Некоторые блоки могут вставляться внутрь других, например, условные блоки («если... то...») могут содержать внутри другие блоки.
  3. Запуск программы. Чтобы запустить программу, нажми на зелёный флажок или другое событие, которое ты выбрал для начала выполнения блоков.

Пример программы с блоками

Давай создадим простую программу, в которой спрайт (кот) будет двигаться и говорить:

  1. Выбери спрайт — кота.
  2. Добавь блоки:
    • «когда нажата зелёная кнопка» — запускает программу.
    • «идти 10 шагов» — кот начнёт двигаться вперёд.
    • «сказать “Привет!” на 2 секунды» — кот скажет «Привет».
    • «повторить 5 раз» — заставит кота повторить действия 5 раз.

Теперь, когда ты нажмёшь зелёный флажок, кот будет 5 раз двигаться на 10 шагов и говорить «Привет!».

Почему блоки важны?

Блоки — это основа программирования в Scratch. С их помощью ты можешь создавать любые программы: от простых анимаций до сложных игр. Они помогают:

  • Легко собирать программы, не зная текстового программирования.
  • Упрощают понимание логики программирования через визуальные конструкции.
  • Дают возможность быстро видеть результат своей работы и вносить изменения.

Теперь ты знаешь, как работать с блоками в Scratch, и понимаешь, какие типы блоков бывают. В следующей лекции мы научимся создавать условия и циклы для более сложных и интересных программ!