Мы уже узнали, как работать со спрайтами в Scratch, а сегодня поговорим о сцене. Сцена — это фон или пространство, где происходят все действия, которые ты создаешь в своей программе. Она играет важную роль в создании атмосферы для твоих игр, анимаций и историй. Давай разберемся, что такое сцена, как с ней работать и как использовать ее в своих проектах.

Что такое сцена?

Сцена — это пространство, где размещаются и взаимодействуют спрайты. Это как фон или декорация для твоих проектов, которая задает настроение и контекст происходящему. Например, если ты создаешь игру с животными, сцена может быть лесом, а если твоя анимация о космосе — сценой может стать звёздное небо.

Кроме того, сцена может изменяться в процессе программы, добавляя новые элементы, эффекты или изменяя фон.

Основные элементы сцены

  1. Фон сцены. Фон — это изображение, которое ты видишь за спрайтами. Ты можешь выбирать фон из библиотеки Scratch, рисовать его сам или загружать изображения с компьютера.
  2. Координаты на сцене. Сцена в Scratch имеет координатную сетку. Центр сцены — это точка с координатами (0, 0), от которой идут оси X и Y. Все объекты на сцене движутся по этим координатам. Например:
    • X = 0, Y = 0 — это центр сцены.
    • X = 240, Y = 180 — верхний правый угол.
    • X = -240, Y = -180 — нижний левый угол.

Как работать со сценой?

1. Выбор фона сцены

Scratch предоставляет большое количество готовых фонов, таких как:

  • Природа (лес, пляж, горы);
  • Городские пейзажи;
  • Фантастические миры (космос, замки);
  • Спортивные арены, классы и многое другое.

Чтобы выбрать фон сцены:

  1. Перейди в раздел сцены.
  2. Нажми кнопку «Выбрать фон».
  3. Выбери понравившийся фон из библиотеки Scratch.

2. Создание собственного фона

Ты можешь нарисовать свой собственный фон в редакторе Scratch:

  1. Выбери опцию «Нарисовать фон».
  2. В редакторе ты сможешь использовать кисти, фигуры и заливки, чтобы создать уникальный фон для своего проекта.

Или, если у тебя есть изображение на компьютере, ты можешь загрузить его в проект:

  1. Нажми «Загрузить фон».
  2. Выбери файл с твоего компьютера, и он появится в проекте.

3. Изменение фона во время программы

Ты можешь сделать так, чтобы фон менялся в зависимости от событий в игре. Например, когда персонаж переходит на новый уровень, фон может измениться с леса на горы. Для этого используй блоки из категории «Внешность»:

  • Блок «переключить фон на...» позволяет мгновенно изменить фон на выбранный.
  • Блок «следующий фон» переключает фон на следующий в списке.

Ты можешь настроить, когда и как сцена будет изменяться, с помощью событий, таких как нажатие кнопки или завершение определенного действия.

Координаты и передвижение на сцене

Как я уже упомянул, сцена в Scratch — это пространство с координатной системой. Для каждого спрайта ты можешь задать положение на сцене с помощью блоков «перейти в X, Y». Например:

  • Блок «перейти в X: 100 Y: 50» переместит спрайт в точку с координатами (100, 50).
  • Блок «плыть в течение 1 секунды к X: -150 Y: -100» заставит спрайт плыть в другую точку в течение 1 секунды.

Добавление звуков и музыки к сцене

Кроме фонов, ты можешь добавить звуки и музыку, чтобы оживить свою сцену. Например, если сцена происходит на пляже, ты можешь добавить звуки волн или чаек:

  • Используй блоки из раздела «Звук», чтобы добавить музыку или звуковые эффекты на фоне.
  • Ты также можешь записать свой звук и вставить его в проект.

Пример использования сцены

Представь, что ты создаешь игру, где кот путешествует по разным мирам. Вот как можно настроить сцену:

  1. Добавь два фона: первый — это город, второй — лес.
  2. В коде программы добавь блок «когда нажата зелёная кнопка» — для начала игры.
  3. После этого добавь блок «переключить фон на город» — игра начнется в городе.
  4. Когда кот пройдет определенное расстояние, используй блок «переключить фон на лес», чтобы показать, что он переместился в другой мир.

Почему работа со сценой важна?

Сцена — это не просто фон. Это важная часть проекта, которая задаёт настроение и атмосферу. Она помогает игрокам и зрителям понять, где происходят события, и создаёт контекст для действий спрайтов.

Примеры, как сцена помогает в проекте:

  • В игре сцена может указывать на разные уровни или этапы.
  • В анимации сцена создает правильное настроение (например, ночь или день, лето или зима).
  • Смена фонов помогает оживить проект, добавляя динамику и интерес.

Теперь ты знаешь, как работать со сценой в Scratch: выбирать фоны, изменять их во время программы и использовать координаты для перемещения спрайтов. В следующей лекции мы узнаем, как создавать анимации и движения для твоих спрайтов на сцене.