Мы уже узнали, как работать со спрайтами в Scratch, а сегодня поговорим о сцене. Сцена — это фон или пространство, где происходят все действия, которые ты создаешь в своей программе. Она играет важную роль в создании атмосферы для твоих игр, анимаций и историй. Давай разберемся, что такое сцена, как с ней работать и как использовать ее в своих проектах.
Что такое сцена?
Сцена — это пространство, где размещаются и взаимодействуют спрайты. Это как фон или декорация для твоих проектов, которая задает настроение и контекст происходящему. Например, если ты создаешь игру с животными, сцена может быть лесом, а если твоя анимация о космосе — сценой может стать звёздное небо.
Кроме того, сцена может изменяться в процессе программы, добавляя новые элементы, эффекты или изменяя фон.
Основные элементы сцены
- Фон сцены. Фон — это изображение, которое ты видишь за спрайтами. Ты можешь выбирать фон из библиотеки Scratch, рисовать его сам или загружать изображения с компьютера.
- Координаты на сцене. Сцена в Scratch имеет координатную сетку. Центр сцены — это точка с координатами (0, 0), от которой идут оси X и Y. Все объекты на сцене движутся по этим координатам. Например:
- X = 0, Y = 0 — это центр сцены.
- X = 240, Y = 180 — верхний правый угол.
- X = -240, Y = -180 — нижний левый угол.
Как работать со сценой?
1. Выбор фона сцены
Scratch предоставляет большое количество готовых фонов, таких как:
- Природа (лес, пляж, горы);
- Городские пейзажи;
- Фантастические миры (космос, замки);
- Спортивные арены, классы и многое другое.
Чтобы выбрать фон сцены:
- Перейди в раздел сцены.
- Нажми кнопку «Выбрать фон».
- Выбери понравившийся фон из библиотеки Scratch.
2. Создание собственного фона
Ты можешь нарисовать свой собственный фон в редакторе Scratch:
- Выбери опцию «Нарисовать фон».
- В редакторе ты сможешь использовать кисти, фигуры и заливки, чтобы создать уникальный фон для своего проекта.
Или, если у тебя есть изображение на компьютере, ты можешь загрузить его в проект:
- Нажми «Загрузить фон».
- Выбери файл с твоего компьютера, и он появится в проекте.
3. Изменение фона во время программы
Ты можешь сделать так, чтобы фон менялся в зависимости от событий в игре. Например, когда персонаж переходит на новый уровень, фон может измениться с леса на горы. Для этого используй блоки из категории «Внешность»:
- Блок «переключить фон на...» позволяет мгновенно изменить фон на выбранный.
- Блок «следующий фон» переключает фон на следующий в списке.
Ты можешь настроить, когда и как сцена будет изменяться, с помощью событий, таких как нажатие кнопки или завершение определенного действия.
Координаты и передвижение на сцене
Как я уже упомянул, сцена в Scratch — это пространство с координатной системой. Для каждого спрайта ты можешь задать положение на сцене с помощью блоков «перейти в X, Y». Например:
- Блок «перейти в X: 100 Y: 50» переместит спрайт в точку с координатами (100, 50).
- Блок «плыть в течение 1 секунды к X: -150 Y: -100» заставит спрайт плыть в другую точку в течение 1 секунды.
Добавление звуков и музыки к сцене
Кроме фонов, ты можешь добавить звуки и музыку, чтобы оживить свою сцену. Например, если сцена происходит на пляже, ты можешь добавить звуки волн или чаек:
- Используй блоки из раздела «Звук», чтобы добавить музыку или звуковые эффекты на фоне.
- Ты также можешь записать свой звук и вставить его в проект.
Пример использования сцены
Представь, что ты создаешь игру, где кот путешествует по разным мирам. Вот как можно настроить сцену:
- Добавь два фона: первый — это город, второй — лес.
- В коде программы добавь блок «когда нажата зелёная кнопка» — для начала игры.
- После этого добавь блок «переключить фон на город» — игра начнется в городе.
- Когда кот пройдет определенное расстояние, используй блок «переключить фон на лес», чтобы показать, что он переместился в другой мир.
Почему работа со сценой важна?
Сцена — это не просто фон. Это важная часть проекта, которая задаёт настроение и атмосферу. Она помогает игрокам и зрителям понять, где происходят события, и создаёт контекст для действий спрайтов.
Примеры, как сцена помогает в проекте:
- В игре сцена может указывать на разные уровни или этапы.
- В анимации сцена создает правильное настроение (например, ночь или день, лето или зима).
- Смена фонов помогает оживить проект, добавляя динамику и интерес.
Теперь ты знаешь, как работать со сценой в Scratch: выбирать фоны, изменять их во время программы и использовать координаты для перемещения спрайтов. В следующей лекции мы узнаем, как создавать анимации и движения для твоих спрайтов на сцене.