На прошлом занятии мы узнали, что такое Scratch и как с ним работать. Сегодня поговорим более подробно о спрайтах. Это одни из самых важных элементов в Scratch, потому что они будут героями твоих игр, анимаций и историй. Давай разберёмся, что такое спрайты и как с ними работать!

Что такое спрайты?

Спрайты — это персонажи или объекты, которыми ты управляешь в Scratch. Спрайтом может быть что угодно: кот, робот, машина, шарик, животное или даже объект, который ты сам нарисуешь! Спрайты могут двигаться, прыгать, говорить, меняться и взаимодействовать друг с другом. Каждый спрайт — это отдельный объект, которому можно задавать свои команды и действия.

Основные действия со спрайтами

В Scratch ты можешь делать с спрайтами множество вещей. Вот основные действия, которые ты можешь выполнять:

  1. Добавление спрайта
    • В Scratch по умолчанию есть спрайт «Кот», но ты можешь добавить новых персонажей. Для этого нажми кнопку «Выбрать спрайт», которая находится в правом нижнем углу экрана. Здесь ты найдешь библиотеку с сотнями различных спрайтов. Выбирай любого и добавляй его в свой проект.
  2. Создание своего спрайта
    • Ты можешь создать спрайт сам, нарисовав его в редакторе Scratch. Просто выбери опцию «Нарисовать спрайт». В редакторе ты сможешь использовать кисти, фигуры и другие инструменты для создания уникального персонажа.
  3. Изменение спрайта
    • Каждый спрайт можно изменять. Ты можешь:
      • Поменять костюм (внешний вид) спрайта;
      • Уменьшить или увеличить его размер;
      • Поменять его положение на сцене.
  4. Движение спрайта
    • Чтобы спрайт начал двигаться, тебе нужно использовать блоки из категории «Движение». Например, блок «идти 10 шагов» заставит спрайт двигаться вперёд. Также есть блоки для вращения, изменения направления и перемещения в определённые координаты на сцене.

Костюмы спрайта

Каждый спрайт в Scratch может иметь несколько костюмов — это различные варианты внешнего вида одного и того же спрайта. Например, у кота может быть обычный костюм, костюм с поднятой лапой или костюм, где он смотрит в другую сторону.

Ты можешь:

  • Менять костюмы с помощью блока «сменить костюм». Это полезно для создания анимаций, когда, например, персонаж ходит или прыгает.
  • Создавать свои костюмы, рисуя их в редакторе.

Звуки для спрайта

Спрайты могут не только двигаться и менять внешний вид, но и издавать звуки. Ты можешь добавить звук для каждого спрайта и управлять им с помощью блока «играть звук». Например, если твой спрайт — это машина, ты можешь заставить её издавать звук мотора.

Команды для спрайтов

Для управления спрайтами в Scratch используются блоки-команды. Вот несколько примеров:

  • Движение: блоки для того, чтобы спрайт двигался, прыгал, поворачивался.
  • Внешность: блоки для изменения внешнего вида спрайта, его костюмов и сообщений на экране.
  • Звуки: блоки для воспроизведения звуков.
  • События: блоки, которые задают, когда и при каких условиях спрайт должен выполнять команды (например, когда нажата клавиша или начинается программа).

Пример работы со спрайтами

Давай попробуем создать простую программу, где спрайт будет ходить и говорить.

  1. Выбери спрайт, например, кота.
  2. Добавь блоки:
    • «Когда нажата зелёная кнопка» — это блок для запуска программы.
    • «Идти 10 шагов» — заставит кота двигаться.
    • «Сказать “Привет!” на 2 секунды» — кот покажет сообщение на экране.
  3. Нажми на зелёный флажок, и кот начнёт двигаться и здороваться.

Взаимодействие нескольких спрайтов

Если у тебя несколько спрайтов, они могут взаимодействовать друг с другом. Например:

  • Один спрайт может послать сообщение другому с помощью блока «отправить сообщение».
  • Другой спрайт может получить это сообщение и выполнить действие, например, начать двигаться или менять костюм.

Почему это важно?

Работа со спрайтами — это основа создания игр и анимаций в Scratch. Благодаря спрайтам ты можешь воплотить свои идеи в жизнь, придумывая свои истории, игры и мультфильмы.

Теперь ты знаешь, как работать со спрайтами в Scratch. В следующем уроке мы узнаем, как создавать анимации и программы для движения спрайтов.