Мы уже изучили основные элементы Scratch: спрайты, сцены, блоки и многое другое. Теперь настало время проверить, как хорошо ты усвоил материал, и закрепить знания на практике. Сегодня мы будем решать задачи, чтобы проверить свои навыки программирования на Scratch.
Основные темы, которые мы прошли
Прежде чем перейти к практическим заданиям, давай быстро вспомним, что мы изучили:
- Спрайты: персонажи, с которыми ты работаешь в Scratch. Мы научились добавлять спрайты, изменять их внешний вид и заставлять их двигаться.
- Сцена: это место, где происходят действия программы. Ты можешь изменять фон, добавлять декорации и управлять пространством сцены.
- Блоки: основные команды и действия, которые ты собираешь, чтобы создать программу. Есть блоки движения, внешности, звука, управления, событий и другие.
Практические задания
Теперь давай проверим знания с помощью простых задач. Постарайся выполнить каждое задание самостоятельно, используя блоки и концепции, которые мы уже прошли.
Задание 1: Программа «Движение и речь»
Описание: Тебе нужно создать программу, в которой спрайт (кот) будет двигаться по сцене и говорить.
Шаги:
- Выбери спрайт — кота.
- Добавь блок «когда щелкнут по зелёному флажку» для запуска программы.
- Заставь кота двигаться: добавь блок «идти 10 шагов».
- Пусть кот скажет: используй блок «сказать [Привет!] на 2 секунды».
- Добавь цикл, чтобы кот сделал это 5 раз: используй блок «повторить 5 раз».
Вопросы для самопроверки:
- Какой блок отвечает за запуск программы?
- Что делает блок «повторить 5 раз»?
- Как можно изменить программу, чтобы кот двигался быстрее или дальше?
Задание 2: Смена фона при движении
Описание: В этом задании ты создашь программу, где спрайт будет менять фон сцены при каждом движении.
Шаги:
- Выбери любой спрайт.
- Добавь два разных фона для сцены.
- Напиши программу, в которой спрайт двигается на 20 шагов, и каждый раз, когда он проходит это расстояние, фон сцены меняется.
- Используй блоки «переключить фон на...» и «идти 20 шагов».
- Добавь цикл «повторить 3 раза», чтобы действие повторялось несколько раз.
Вопросы для самопроверки:
- Как добавить фон на сцену?
- Как использовать блок «переключить фон на...»?
- Как можно добавить звуковые эффекты при смене фона?
Задание 3: Управление спрайтом с помощью клавиш
Описание: Теперь попробуем сделать так, чтобы спрайт двигался по сцене при нажатии клавиш.
Шаги:
- Выбери спрайт — персонажа.
- Добавь блок «когда нажата клавиша [вверх]» и заставь спрайт двигаться вверх на 10 шагов.
- Повтори этот шаг для других направлений (влево, вправо и вниз), используя блоки «когда нажата клавиша...».
- Добавь блоки движения: «идти в направлении...», чтобы спрайт двигался в нужную сторону.
Вопросы для самопроверки:
- Какие блоки позволяют реагировать на нажатие клавиш?
- Как использовать координаты X и Y для управления движением спрайта?
Задание 4: Игра «Ловля мячиков»
Описание: Создай простую игру, где спрайт будет ловить падающие мячики.
Шаги:
- Выбери спрайт — корзину или персонажа, который будет ловить мячики.
- Добавь ещё один спрайт — мячик.
- Программуй мячик: он должен падать с верхней части сцены вниз. Используй блоки движения и случайных чисел для изменения его позиции.
- Настрой корзину так, чтобы она могла двигаться влево и вправо при нажатии на стрелки.
- Добавь проверку на то, касается ли корзина мячика: используй блок «касается [мячика]?».
Вопросы для самопроверки:
- Как сделать, чтобы мячик двигался случайным образом?
- Как настроить управление корзиной или персонажем?
Задание 5: Собственная анимация
Описание: Создай анимацию, где спрайт будет менять костюмы и двигаться по сцене.
Шаги:
- Выбери спрайт с несколькими костюмами.
- Используй блоки «сменить костюм на...», чтобы спрайт менял внешний вид во время программы.
- Добавь блоки движения, чтобы спрайт двигался по сцене.
- Сделай так, чтобы спрайт менял костюм после каждого движения.
Вопросы для самопроверки:
- Как использовать блоки для смены костюма?
- Как заставить спрайт двигаться и менять костюм синхронно?
Итоги
Ты прошел через все основные концепции Scratch, и теперь у тебя есть навыки для создания своих собственных проектов. Вот что ты освоил:
- Управление спрайтами: добавление, движение, изменение внешности и взаимодействие.
- Работа со сценой: настройка фона и использование координат.
- Использование блоков для создания логики программы: события, циклы, условия и действия.
Теперь ты готов к созданию своих игр, анимаций и интерактивных проектов в Scratch. Не бойся экспериментировать и пробовать что-то новое!
Успехов в программировании!