Мы уже изучили основные элементы Scratch: спрайты, сцены, блоки и многое другое. Теперь настало время проверить, как хорошо ты усвоил материал, и закрепить знания на практике. Сегодня мы будем решать задачи, чтобы проверить свои навыки программирования на Scratch.

Основные темы, которые мы прошли

Прежде чем перейти к практическим заданиям, давай быстро вспомним, что мы изучили:

  1. Спрайты: персонажи, с которыми ты работаешь в Scratch. Мы научились добавлять спрайты, изменять их внешний вид и заставлять их двигаться.
  2. Сцена: это место, где происходят действия программы. Ты можешь изменять фон, добавлять декорации и управлять пространством сцены.
  3. Блоки: основные команды и действия, которые ты собираешь, чтобы создать программу. Есть блоки движения, внешности, звука, управления, событий и другие.

Практические задания

Теперь давай проверим знания с помощью простых задач. Постарайся выполнить каждое задание самостоятельно, используя блоки и концепции, которые мы уже прошли.

Задание 1: Программа «Движение и речь»

Описание: Тебе нужно создать программу, в которой спрайт (кот) будет двигаться по сцене и говорить.

Шаги:

  1. Выбери спрайт — кота.
  2. Добавь блок «когда щелкнут по зелёному флажку» для запуска программы.
  3. Заставь кота двигаться: добавь блок «идти 10 шагов».
  4. Пусть кот скажет: используй блок «сказать [Привет!] на 2 секунды».
  5. Добавь цикл, чтобы кот сделал это 5 раз: используй блок «повторить 5 раз».

Вопросы для самопроверки:

  • Какой блок отвечает за запуск программы?
  • Что делает блок «повторить 5 раз»?
  • Как можно изменить программу, чтобы кот двигался быстрее или дальше?

Задание 2: Смена фона при движении

Описание: В этом задании ты создашь программу, где спрайт будет менять фон сцены при каждом движении.

Шаги:

  1. Выбери любой спрайт.
  2. Добавь два разных фона для сцены.
  3. Напиши программу, в которой спрайт двигается на 20 шагов, и каждый раз, когда он проходит это расстояние, фон сцены меняется.
  4. Используй блоки «переключить фон на...» и «идти 20 шагов».
  5. Добавь цикл «повторить 3 раза», чтобы действие повторялось несколько раз.

Вопросы для самопроверки:

  • Как добавить фон на сцену?
  • Как использовать блок «переключить фон на...»?
  • Как можно добавить звуковые эффекты при смене фона?

Задание 3: Управление спрайтом с помощью клавиш

Описание: Теперь попробуем сделать так, чтобы спрайт двигался по сцене при нажатии клавиш.

Шаги:

  1. Выбери спрайт — персонажа.
  2. Добавь блок «когда нажата клавиша [вверх]» и заставь спрайт двигаться вверх на 10 шагов.
  3. Повтори этот шаг для других направлений (влево, вправо и вниз), используя блоки «когда нажата клавиша...».
  4. Добавь блоки движения: «идти в направлении...», чтобы спрайт двигался в нужную сторону.

Вопросы для самопроверки:

  • Какие блоки позволяют реагировать на нажатие клавиш?
  • Как использовать координаты X и Y для управления движением спрайта?

Задание 4: Игра «Ловля мячиков»

Описание: Создай простую игру, где спрайт будет ловить падающие мячики.

Шаги:

  1. Выбери спрайт — корзину или персонажа, который будет ловить мячики.
  2. Добавь ещё один спрайт — мячик.
  3. Программуй мячик: он должен падать с верхней части сцены вниз. Используй блоки движения и случайных чисел для изменения его позиции.
  4. Настрой корзину так, чтобы она могла двигаться влево и вправо при нажатии на стрелки.
  5. Добавь проверку на то, касается ли корзина мячика: используй блок «касается [мячика]?».

Вопросы для самопроверки:

  • Как сделать, чтобы мячик двигался случайным образом?
  • Как настроить управление корзиной или персонажем?

Задание 5: Собственная анимация

Описание: Создай анимацию, где спрайт будет менять костюмы и двигаться по сцене.

Шаги:

  1. Выбери спрайт с несколькими костюмами.
  2. Используй блоки «сменить костюм на...», чтобы спрайт менял внешний вид во время программы.
  3. Добавь блоки движения, чтобы спрайт двигался по сцене.
  4. Сделай так, чтобы спрайт менял костюм после каждого движения.

Вопросы для самопроверки:

  • Как использовать блоки для смены костюма?
  • Как заставить спрайт двигаться и менять костюм синхронно?

Итоги

Ты прошел через все основные концепции Scratch, и теперь у тебя есть навыки для создания своих собственных проектов. Вот что ты освоил:

  • Управление спрайтами: добавление, движение, изменение внешности и взаимодействие.
  • Работа со сценой: настройка фона и использование координат.
  • Использование блоков для создания логики программы: события, циклы, условия и действия.

Теперь ты готов к созданию своих игр, анимаций и интерактивных проектов в Scratch. Не бойся экспериментировать и пробовать что-то новое!

Успехов в программировании!